«Аэрофлот» покупает «Трансаэро»: Заплатят ли за это пассажиры

«Аэрофлот» покупает «Трансаэро»: Заплатят ли за это пассажиры

Пять наивных вопросов о том, как слияние двух крупнейших российских авиакомпаний отразится на наших путешествиях и ценах на билеты

Решение о слиянии «Аэрофлота» и «Трансаэро» было принято на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова 1 сентября. «Аэрофлот» купит 75 процентов плюс одну акцию конкурента, теперь уже бывшего. А в нагрузку получит его многомиллиардные долги.

Сделка будет окончательно оформлена в течение месяца. А уже с понедельника, 7 сентября, «Аэрофлот» берет на себя операционный контроль за работой «Трансаэро» — об этом сообщили в Минэкономразвития.

Как слияние двух воздушных гигантов отразится на нас с вами — пассажирах, летающих в отпуска, командировки, в гости к родным?

Билеты на рейсы «Трансаэро» ужу куплены, что теперь делать?

— Не беспокоиться вообще ни о чем! — уверила «Комсомолку» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. — Для пассажиров сейчас все остается по-прежнему. Авиакомпания не обанкротилась, самолеты есть, персонал работает. Билеты менять и тем более сдавать не нужно, они действительны. Вице-премьер Игорь Шувалов недвусмысленно сказал, что все обязательства «Трансаэро» перед пассажирами должны быть выполнены, каждый купленный билет обеспечен.

И правда, за первые дни после объявления о слиянии никаких казусов не было. Самолеты с надписью «Трансаэро» на борту взлетают и садятся, рейсы не отменяют. И это нормально, считают эксперты:

— Подобные сделки требуют времени, это касается и изменения ценовой политики, и маршрутной сети, и возможного перебрендирования, — напоминает Майя Ломидзе. Новость о покупке не означает, что за ночь все самолеты перекрасят, и уже завтра с онлайн-табло аэропортов исчезнут рейсы «Трансаэро», а вместо них появятся рейсы «Аэрофлота».

Подорожают ли полеты?

Скорее всего, да — сокращение конкуренции всегда ведет к повышению цен. Но все же этот шаг повышает стабильность рынка пассажирских авиаперевозок, что немаловажно в нынешних экономических условиях.

Да, билеты могут подорожать,средняя цена авиабилетов напрямую зависит от количества перевозчиков на маршруте: чем их меньше, тем больше платят пассажиры. На международных рейсах появление одной авиакомпаний вместо двух означает рост цен на 9,2%, а на внутренних линиях — на 18,3%.

Эксперты прогнозируют, что первым делом взлетят цены на полеты в Барселону, Нью-Йорк и Ереван — именно на этих маршрутах «Трансаэро» предлагал самые низкие тарифы.

После ухода с рынка SkyExpress и «Авиановы» на некоторых линиях цены выросли на 60 процентов. Сравнение, правда, не совсем корректное: все-таки те авиакомпании были низкобюджетными, с соответствующими тарифами. И не вошли в структуру других перевозичков, а просто закрылись.

Надежду пассажирам оставляет глава комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России, директор компании «ВИП Сервис» Дмитрий Горин. Он считает, что «Аэрофлоту» сейчас просто ни к чему завышать тарифы — спрос и так не высок, борта загружены лишь на 82 процента. Не случайно авиакомпании чуть не каждый день объявляют распродажи билетов.

А если перелет входит в путевку?

У «Трансаэро» очень много рейсов на курорты, от Антальи и Хургады до Варадеро и Пунта-Каны. Именно «Трансаэро» в свое время первой запустила полеты в мексиканский Канкун, иорданскую Акабу…

Авиакомпания плотно сотрудничает с турорператорами. У одного только «Библио Глобуса» к началу сентября на курортах отдыхали 130 тысяч человек с обратными билетами на самолеты «Трансаэро», а на зиму туроператор успел оплатить 400 тысяч мест в теплые страны и на горнолыжные курорты. И что теперь?

— Клиенты турфирм — такие же пассажиры, как и все остальные. Обязательства перед ними должны быть выполнены, — успокаивает Майя Ломидзе. — До конца сезона полеты на курорты будут совершаться по нынешним контрактам. Как дальше будут развиваться события, какие условия сотрудничества будут предложены, какие цены, курортные маршруты — пока говорить рано.

Контракты на зиму тоже подписаны. Дмитрий Горин надеется, что «Аэрофлоту» как минимум невыгодно от них отказываться — это гарантированный источник прибыли.

Отменят ли рейсы?

Неожиданно и прямо завтра — вряд ли. А вот в перспективе карта маршрутов наверняка будет меняться. И не только с точки зрения выгоды. ФАС уже предупредил, что предпишет объединенной авиакомпании отказаться от рейсов, на которых она станет монополистом. А это города, куда из России летают только «Трансаэро» и «Аэрофлот» (иностранные перевозчики не в счет). Париж, например, или Милан. Одно «место» на маршруте придется отдать конкурентам.

А были другие способы выйти из финансового пике?

В принципе, да. «Трансаэро» предлагало создать банковский синдикат, который помог бы компании справиться с задолженностью — судя по всему, эта идея не нашла поддержки.

Другой очевидный вариант — банкротство авиакомпании. Прошлое лето помните? Когда туроператоры один за другим рушились? Тогда отпуск был испорчен у десятков тысяч туристов. А в случае с «Трансаэро» речь идет о миллионах пассажиров!

Так что эксперты в один голос говорят, что «консолидация» (так официально именуются сделка) — лучший выход. Если уж не для самих авиакомпаний, им-то еще с долгами и планами выхода из кризиса долго разбираться, то для пассажиров.

— Если бы перевозчик объявил о банкротстве, тогда как раз была возможна массовая отмена рейсов, люди рисковали бы застрять на курортах и лишиться денег, — разъясняет Майя Ломидзе.

Того же мнения и Александр Сизинцев:

— Возможное банкротство такого крупного игрока, как «Трансаэро», повлекло бы за собой колоссальный кризис доверия, схожий с ситуацией вокруг банкротств крупнейших туроператоров летом 2014 года.

КСТАТИ

Будущее — за небесными гигантами?

В авиационном бизнесе это далеко не первое слияние крупнейших игроков. Глава транспортного комитета АТОР Дмитрий Горин уверен, что будущее мировой авиации — именно за крупными авиационными альянсами.

Совсем недавно авиакомпания Etihad из Эмиратов купила итальянского национального перевозчика Alitalia, с трудом сводившего концы с концами. Предствляете, наш «Аэрофлот» взяли и купили бы китайцы. Это ж какой бы был скандал!

— А сделку с «Этихад» и «Алиталией» пассажиры вообще не заметили, как летали ее рейсами, так и летают, — напоминает Майя Ломидзе.

Уже много лет как слились в одно целое французская Air France и голландская KLM, та же судьба — у испанской Iberia и British Airways. Немецкая Lufthansa поглотила Swiss и Austrian Airlines… Да и «Аэрофлот» не так давно включил в свою структуру авиакомпанию «Россия» и «Оренбургские авиалинии».

В этих случаях все перевозчики сохранили свои бренды, хотя так бывает не всегда. И что ждет бренд «Трансаэро» — неизвестно.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>